Верховный Суд разъяснил порядок применения антиискового запрета для находящихся под санкциями компаний

Russia
Available languages: EN

Верховный Суд впервые разъяснил порядок и основания применения запрета на проведение за пределами российской юрисдикции судебного либо арбитражного разбирательства в отношении российских юридических лиц и граждан, находящихся под иностранными санкциями (антиисковой запрет), введенного летом 2020 года в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее – «АПК»).

Это разъяснение содержится в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда от 9 декабря 2021 года, вынесенном в рамках спора между российской компанией и ее польским контрагентом.

Предыстория дела

В 2013 году российская компания и ее польский контрагент заключили договор на поставку, содержащий оговорку о рассмотрении споров в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма (далее – «SCC»).

В 2014 году российская компания оказалась под санкциями.

В 2018 году польская фирма предъявила в SCC требование о взыскании с российской компании долга по договору поставки.

В июне 2020 года АПК был дополнен статьями 248.1 и 248.2 (как мы сообщали ранее). Эти статьи содержат дополнительные меры судебной защиты для лиц, находящихся под иностранными санкциями, в российских судах, если санкции создают таким лицам препятствия в доступе к правосудию. В частности, по новым правилам российские суды вправе принимать антиисковые запреты, не позволяющие иностранным лицам начинать или продолжать разбирательство против находящихся под санкциями российских компаний в судах и арбитражах за пределами России.

Воспользовавшись новыми нормами, в июле 2020 года российская компания обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с требованием запретить польской стороне продолжать разбирательство в SCC, а в случае неисполнения запрета – взыскать с польской стороны убытки в размере требований, предъявленных последней в SCC. В обоснование просьбы российская компания сослалась на принятие в 2014 году Евросоюзом и США санкций в ее отношении.

Рассмотрение дела российскими судами

При рассмотрении заявления в первой, апелляционной и кассационной инстанциях суды пришли к единому мнению: российская компания не доказала возникновение у нее каких-либо препятствий в доступе к правосудию в иностранной юрисдикции, и в частности в SCC, в связи с иностранными санкциями. Более того, суды установили, что российская компания принимала активное участие в арбитражном разбирательстве в SCC.

Мнение Верховного Суда

Однако Верховный Суд посчитал, что суды неправомерно отказались применить антиисковой запрет по требованию российской компании.

По его мнению, сам по себе факт нахождения российской компании под санкциями предполагается достаточным для вывода об ограничении доступа к правосудию.

Верховный Суд отметил, что применение санкций в отношении российских лиц «поражает их в правах как минимум репутационно и тем самым заведомо ставит их в неравное положение с иными лицами. В таких условиях вполне оправданны сомнения в том, что спор с участием лица, находящегося в государстве, применившем ограничительные меры, будет рассмотрен на территории иностранного государства, также применившего ограничительные меры, с соблюдением гарантий справедливого судебного разбирательства, в том числе касающихся беспристрастности суда, что составляет один из элементов доступности правосудия».

Также Верховный Суд указал, что права польской компании в данной ситуации не ущемлены, поскольку у нее имеется возможность «обратиться за судебной защитой в российский суд».

Выводы и рекомендации

Позиция Верховного Суда касается любого иностранного судебного или арбитражного разбирательства с участием находящихся под санкциями российских граждан и организаций.

Как указал Верховный Суд, сам факт наличия санкций достаточен для того, чтобы российская сторона могла требовать прекращения спора с ее участием за рубежом с возможностью дальнейшего «перевода» этого спора в российскую юрисдикцию.

Иностранным фирмам необходимо учитывать этот риск при согласовании и исполнении договоров с российскими контрагентами, находящимися под иностранными санкциями или под угрозой их применения.

Для получения дополнительной информации просим вас связаться с авторами или вашим обычным контактным лицом в CMS Russia.