Президент РФ вводит налоговый маневр для ИТ-компаний

Russia
Available languages: EN

31 июля 2020 года президент России подписал Федеральный закон No. 265-ФЗ (далее – «Закон») о налоговом маневре для российской ИТ-отрасли. Как этот маневр повлияет на деятельность российских и иностранных игроков рынка?

Закон значительно снижает ставки налога на прибыль и страховых взносов для российских ИТ-компаний, подпадающих под действие льготы. Эти изменения создают благоприятные условия налогообложения, способные конкурировать с налоговыми режимами в других юрисдикциях, исторически используемых для ведения ИТ-бизнеса.

Ограничение освобождения от НДС

С 1 января 2021 года реализация исключительных и неисключительных прав на программное обеспечение и базы данных будет освобождаться от НДС, если они включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – «Реестр ПО»).

Для включения в Реестр ПО должны быть выполнены следующие четыре критерия:

  • Исключительное право на программное обеспечение или базу данных на территории всего мира принадлежит одному или нескольким из следующих правообладателей:
    • Российская Федерация; субъект Российской Федерации; муниципальное образование;
    • гражданин Российской Федерации;
    • российская некоммерческая организация, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно вышеуказанными правообладателями и на решения которой не может влиять иностранное лицо;
    • российская коммерческая организация, в которой суммарная доля прямого или косвенного участия как минимум одного из вышеуказанных правообладателей составляет более 50 %.
  • Соответствующее программное обеспечение или базы данных правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации, при этом экземпляры программного обеспечения либо права использования программного обеспечения свободно реализуются на всей территории РФ.
  • Ежегодные платежи по любым лицензионным договорам или любым иным договорам в пользу иностранных лиц или контролируемых ими российских организаций составляют менее 30 % выручки правообладателя от коммерциализации программного обеспечения.
  • Сведения о программном обеспечении или базе данных не составляют государственную тайну или не содержат сведений, составляющих государственную тайну.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к программному обеспечению и базам данных, включаемым в Реестр ПО.

Даже если программное обеспечение включено в Реестр ПО, освобождение от НДС в соответствии с Законом не будет применяться, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию, осуществлять поиск контрагентов, вести онлайн-торговлю или заключать сделки на торговых площадках (далее – «Маркетинговое ПО»).

В то же время Закон отменяет ранее действовавшее требование о наличии лицензионного соглашения и прямо разрешает применять освобождение от НДС в отношении программного обеспечения и баз данных, предоставляемых посредством удаленного доступа и включенных в Реестр ПО. Таким образом, освобождение от НДС теперь прямо применяется к SaaS-продуктам (Software as a Service), включенным в Реестр ПО и не подпадающим под определение Маркетингового ПО. Ранее вопрос о применении освобождения от НДС в отношении SaaS-продуктов являлся дискуссионным. Закон устраняет эту правовую неопределенность.

В настоящее время, до вступления Закона в силу с 1 января 2021 года, предоставление прав на программное обеспечение по исключительной или неисключительной лицензии (в том числе трансграничной) освобождается от НДС. Это освобождение часто используется как ИТ-компаниями, так и компаниями в других секторах экономики, применяющими в своей деятельности иностранные программные продукты, в том числе приобретенные в рамках внутригрупповых операций. С 1 января 2021 года освобождение от НДС на практике больше не сможет применяться к операциям с программным обеспечением, принадлежащим иностранным компаниям и российским организациям, контролируемым иностранными компаниями.

Новые налоговые льготы для ИТ-индустрии

Налогоплательщики, имеющие право на льготы

Согласно Закону новые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам предоставляются российским ИТ-компаниям, отвечающим следующим критериям:

  • Компания имеет документ о государственной аккредитации в качестве ИТ-компании. Компания имеет право получить государственную аккредитацию в качестве ИТ-компании при условии, что она зарегистрирована в России и, независимо от своей организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляет следующие виды деятельности в области информационных технологий:
    • осуществляет разработку и реализацию программного обеспечения и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора; и/или
    • оказывает услуги (выполняет работы) по адаптации программного обеспечения и баз данных, установке, тестированию и сопровождению программного обеспечения и баз данных.
  • Доля доходов компании от основной ИТ-деятельности по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 % в сумме всех доходов компании за указанный период.
    Закон прямо исключает доходы, полученные от Маркетингового ПО, из определения доходов от ИТ-деятельности, учитываемых для применения льгот.
    В то же время в целях получения льгот доход от SaaS-продуктов подпадает под определение дохода от ИТ-деятельности.
  • Среднее число работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Последствия по налогу на прибыль

С 1 января 2021 года налогоплательщики, отвечающие вышеуказанным критериям, вместо стандартной ставки налога на прибыль в размере 20 % будут применять пониженную ставку в размере 3 %.

В то же время Закон отменяет имеющееся у ИТ-компаний право на единовременное списание затрат на компьютерное оборудование вместо постепенного признания таких затрат через амортизационные отчисления.

Снижение ставок страховых взносов

С 1 января 2021 года ИТ-компании, подпадающие под льготы, смогут применять следующие льготные ставки страховых взносов:

Новые правила

Старые правила
(применяются в 2020)

Общая ставка страховых взносов
(для доходов ниже предельной базы для страховых отчислений)

7,6 %

30 %

Ставка взносов на обязательное
пенсионное страхование

6 %

22 %

Ставка взносов на обязательное
социальное страхование

1,5 %

2,9 %

Ставка взносов на обязательное
медицинское страхование

0,1 %

5,1 %


Комментарий

Закон влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия, и на практике недостатки могут перевесить положительные изменения.

Преимущества

Основная цель Закона – сделать российский рынок более привлекательным для разработчиков программного обеспечения, что должно привести к соответствующему росту отечественного ИТ-сектора. С этой целью Закон предлагает одну из самых низких ставок налога на прибыль в мире.

Значительное снижение ставок страховых взносов также позволит повысить заработную плату в ИТ-компаниях, подпадающих под льготы, улучшив таким образом качество команды.

Вместе с этим, поскольку условия применения освобождения от НДС созданы под местные ИТ-компании, именно они получат дополнительное конкурентное преимущество перед игроками международного рынка, распространяющими иностранное программное обеспечение в России.

Недостатки

В настоящее время долгосрочные последствия налогового маневра в сфере ИТ для различных секторов российской экономики остаются неясными по ряду причин.

Закон содержит достаточно узкое определение деятельности в сфере информационных технологий, подпадающей под льготы, что исключает применение льготы некоторыми ИТ-компаниями, включая отечественных ИТ-гигантов, получающих существенную часть доходов от рекламы, онлайн-торговли и деятельности на рекламных площадках.

Кроме того, введение благоприятного налогового режима, как правило, должно происходить параллельно с созданием надежной и стабильной правовой среды в соответствующем секторе экономики, что, на наш взгляд, на данный момент не обеспечено. Привлечение большего количества иностранных компаний, которые локализуют разработку программного обеспечения в России, потребует дополнительного развития законодательства.

Ограничение освобождения от НДС необязательно увеличит налоговую нагрузку на операции для покупателей в сфере B2B, поскольку у них есть возможность нейтрализовать НДС-последствия (полностью или частично) путем вычета входящего НДС.

Однако дополнительных расходов при приобретении иностранного программного обеспечения вряд ли удастся избежать клиентам, которые не могут воспользоваться правом на вычет входного НДС, а именно:

  • покупателям в сфере B2С;
  • российским заказчикам, ведущим освобожденную от НДС деятельность (таким как банки и финансовые организации);
  • российским ИТ-компаниям, специализирующимся на экспорте программного обеспечения.

Кроме того, возникновение обязанности по уплате НДС в отношении операций, ранее подпадавших под освобождение (как уже сообщалось здесь и здесь), повлечет дополнительные обязательства для иностранных поставщиков электронных услуг в России. В частности, таким поставщикам придется обеспечивать подачу полноценной отчетности и уплату НДС в отношении облагаемых потоков или делегировать такие обязанности своим российским клиентам. Кроме того, дополнительная НДС-нагрузка по потокам, ранее подпадавшим под освобождение, повлечет за собой увеличение ответственности поставщиков электронных услуг за несоблюдение требований по сдаче НДС-отчетности и уплате налога.

Наконец, Закон не предусматривает переходного периода, и новые правила будут применяться уже в 2021 году. Это значит, что времени для адаптации остается мало.

Действия, которые стоит предпринять ИТ-компаниям

Затронутые нововведениями участники ИТ-рынка должны оценить влияние вышеописанных изменений на их бизнес и модель ценообразования и определить возможность локализации бизнеса в РФ в целях применения новых льгот. Если локализация окажется невозможной или экономически нецелесообразной, таким поставщикам необходимо будет дополнительно проанализировать договорные отношения с российскими клиентами, особенно в рамках оказания электронных услуг, чтобы оценить и выполнить дополнительные требования законодательства России.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Домиником Тиссо, Антоном Банковским, Марией Кабановой, Анной Осьмаковой, Ириной Шурминой или вашим постоянным контактом в CMS Russia.